*[Enwl] [Eco-SNG] О цивилизационном развитии

ENWL.Bellona enwl.bellona на gmail.com
Пт Мар 27 00:33:40 MSK 2015

Здравствуйте!

Захотелось поделиться одной мыслью. Может, обсуждение получится?

Мне кажется, что развитие человечества в целом можно охарактеризовать тремя
большими этапами, связанными исключительно с уровнем взаимодействия
человечества с биосферой Земли.
Первый этап - выживание: от кроманьонца до скотоводства.
Второй - приспособление: кочевое скотоводство, крупные города и миграции
населения.
Третий (нынешний) - управление (воздействие): с начала ХХ века (глобальное
потепление, управление погодой, крупномасштабные стройки, мировые войны,
климатическое оружие и пр.).

С уважением, Валерий Бриних

From: "Валерий Бриних" <brinikh50 на gmail.com>
Sent: Thursday, March 26, 2015 1:24 PM
Subject: [Eco-SNG] О цивилизационном развитии

* * *

Свет, коллеги!
Я обрисовал общую схему. Наверное, не совсем понятную. Немного добавлю, для
понимания.
Я попытался уйти от деталей, чтобы посмотреть в глобальном масштабе на
взаимоотношения Человека (конкретного биологического вида) с Биосферой
(средой обитания). Без таких деталей как государственность, политика и пр.
Это - надстройка, которую нужно игнорировать, если изучать взаимоотношения
биологического вида с его средой обитания, т.е. материальный базис.
Исхожу из того, что любой вид сначала борется за выживание, и, в случае
успеха, приспосабливается к постоянно меняющейся среде обитания. А
приспособившись и освоившись, начинает эту среду обитания изменять,
приспосабливая ее под себя. Так поступают бобры, меняя целые ландшафты. Так
поступают и люди, меняя не только ландшафты, но и всю планету.
Что касается времяпровождения, то я со Светом не согласен. Может,
первобытнве люди действительно большую часть времени пели и плясали, но
вряд ли от счастья. Проблемы они решали достаточно простые достаточно
примитивными методами. Поэтому все свободное время тратили на обряды.
реализуя свои представления об окружающем мире. Наверное, они духовно были
богаче нас, но по уровню знаний явно отставали. Их знаний и веры хватало
только на то, чтобы достойно прожить отведенные им 25-30 лет, пугаясь
каждого удара молнии.
В Средние века, наверное, действительно было много карнавалов и веселья. Но
с оговоркой: в некоторых городах и не все сословия карнавалили. Кому-то
надо же было это веселье обеспечивать хотя бы питьем и закусками. Кому-то
надо было эти города защищать от внешних врагов, а кому-то - нападать.
Кому-то надо было строить эти города, одевать горожан и обеспечивать их
разнообразные запросы. Этим людям было не до веселья. Они обеспечивали
приспособление человечества к разным условиям среды. Кто-то гонял тучные
стада в поисках пастбищ, убегая от засух и мигрируя по Великой Степи.
Кто-то в речных долинах осваивал земледелие и создавал запасы, обеспечивая
относительно безбедное существование в неблагоприятные неурожайные годы.
Село давало пищу и сырье, а города - ремесленные товары и деньги в рост.
Авантюристы бродили по свету в поисках рая на Земле.
При этом обе первые фазы развития человечества были четко привязаны к земле
как природному ресурсу и территории. Оторваться от земли означало
однозначную погибель.
Третий этап характеризуется постепенным отрывом человечества сразу как от
земли, так и от Земли. Жизнь человека перестала однозначно зависеть от
связи с землей как природным ресурсом и территорией (ареной жизни), а
человечеству стало тесно и душно на Земле как колыбели Жизни. Человек
пытается переделать среду обитания под свои нужды, но вряд ли из этого
выйдет что-то хорошее. Как писал Вернадский, человечество превращается в
геологическую силу, т.е. способно влиять на глобальные биосферные процессы.
Но желание "порулить", скорее всего, опередит познание безопасных
механизмов такого "руления", которое по невежеству отождествляют с
управлением. Отсюда и стремление выйти в космос, уйти на другие планеты,
т.е. уйти от проблемы сохранения своей планеты, восстановления разрушенной
среды обитания. Так же легче - нагадить и тихо смыться, оставив уборку
кому-то другому. Поиски внеземной жизни - только предлог. Возьмите, для
примера, ту же яблоневую плодожерку. Вот вам пример развития человечества в
миниатюре. Сначала - яйца, из которых вылупляются гусеницы. Сожрав яблоко и
окрылившись, эти твари ползучие превращаются в безобидных милых мотыльков,
разлетающихся по саду в поисках новых яблок для своего будущего потомства.
Как-то так. Попробуйте меня разубедить.
С уважением, Валерий Бриних