*[Enwl] Re: охрана вод в РФ_пресс-конференция в РИА Новости_24 сентября в 11.00!

ENWL.Bellona enwl.bellona на gmail.com
Вс Сен 29 01:36:51 MSD 2013

Было довольно скучненько и отчётненько, но я постарался
внести в это мероприятие свежую струю ;)  путём передачи
спикерам вопросов, подписанных председателем комиссии по
экологии ЗакСа депутатом В.П. Ложечко. Не вижу причин,
почему бы не процитировать эти вопросы здесь.

обещали в письменном виде :)

ASK

Вопросы охраны водных ресурсов и побережий является крайне актуальным для
Санкт-Петербурга, в границах которого расположено 270 км береговой линии
Финского залива, 130 км берегов Невы, и 2,1 тыс. км побережий небольших рек
и озер. В связи с этим прошу вас дать ответы на следующие вопросы, вызванные
существующими практиками хозяйственной деятельности и государственного
управления в данной сфере, в том числе осветить эти вопросы в рамках
пресс-конференции 24 сентября 2013 года:

1.      В соответствии с частью 2 статьи 5 Водного Кодекса Российской
Федерации (далее – ВК РФ) к поверхностным водным объектам относятся, в числе
прочих объектов, болота. Согласно ГОСТ-19179-73 "Гидрология суши. Термины и
определения" болото – это природное образование, занимающее часть земной
поверхности и представляющее собой отложения торфа, насыщенные водой и
покрытые специфической растительностью. Согласно статье 5 ВК РФ береговая
линия болот устанавливается по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Статья 5 ВК РФ является нормой прямого действия. Таким образом, федеральное
законодательство однозначно определяет, что такое болото, и где находятся
его границы. Болота играют важную роль в аккумулировании талых, дождевых
вод, их биологической очистке и обеспечении постоянного расхода воды малых
рек, предотвращении паводковых явлений. Почему в государственный водный
реестр Российской Федерации не внесено ни одно болото на территории
Санкт-Петербурга и Ленинградской области?

2.      В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об
искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся
в федеральной собственности» изменение границ водных объектов может
происходить только в том случае, если часть водного объекта занимается
искусственным земельным участком (намывом). До настоящего времени процедура
согласования искусственных земельных участков на территории Санкт-Петербурга
не отработана и не применялась. Однако, если судить по перечням водных
объектов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному
государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных
объектов (утверждаются Распоряжением КПООС от 15 апреля 2008 г. N 52-р с
последующими изменениями), за последние два года из реестра исчезли или
поменяли границы более полутора десятков поверхностных водоёмов. В
частности, в период с сентября 2010 года по август 2013 года куда-то
«исчезли» несколько безымянных ручьёв – притоков р. Охты в районе Охтинского
разлива (на территориях предполагаемой застройки). На берегу Финского залива
около 33 га – тоже на месте предполагаемой застройки.  Каковы правовые
основания для исключения водоёмов из государственного водного реестра или
изменения их границ (протяжённости)? Каким образом исполнительные органы
государственной власти обсуждают проекты решений с населением, какие
экспертизы проводятся? Каковы потери площади водоёмов и протяжённости
водотоков Петербурга за последние 5 лет?

3.      Поймы малых рек играют важную роль экологических коридоров для
миграции животных и растений, мест гнездования и кормёжки птиц, убежищ
некрупных млекопитающих и так далее. С другой стороны, именно строительство
в поймах рек является наиболее опасным с точки зрения возможных ЧП в случае
паводков. Поэтому представляется логичным ограничить застройку,
хозяйственное использование пойм рек в градостроительной документации и
резервировать их для создания парков или особо охраняемых природных
территорий. Удачную возможность для этого предоставляет корректировка
Генерального плана Санкт-Петербурга, материалы которой поступят в
Законодательное Собрание, ориентировочно, до конца 2013 года.  Какие малые
реки на территории Петербурга имеют выраженные поймы, в границах которых
необходимо прекратить хозяйственную деятельность? Какие из них не выделены
соответствующим зонированием? Подавались ли в комиссию по внесению изменений
в Генплан соответствующие поправки, и согласны ли вы с результатами их
рассмотрения?

4.      Как показал опыт последних лет, угрозы катастрофических затоплений
связаны с сочетанием трёх факторов: экстремальных погодных условий (частота
которых возрастает в связи с изменением климатической нормы), ненадлежащего
состояния гидротехнических сооружений и застройки потенциально затопляемых
территорий. В настоящее время на балансе казны Санкт-Петербурга находится 34
гидротехнических сооружения, однако их общее число на территории Петербурга
почти в два раза больше. С какими гидротехническими сооружениями связаны
наибольшие риски? Какие из них находятся в бесхозяйном состоянии, и сколько
всего на территории Петербурга бесхозяйных гидротехнических сооружений?

5.      В соответствии со ст. 4  №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от
12 января 1996 года создаваемые, а также существующие места погребения не
подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного
самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней. Некоторые
существующие (действующие) кладбища, например, в Пушкинском районе,
расположены в поймах рек. Проводился ли анализ того, нуждаются ли они в
переносе, и какие меры должны быть предприняты, чтобы предотвратить угрозу
затопления таких кладбищ или эрозии берегов вблизи них?

6.      Ещё один вид хозяйственной активности, который представляет угрозу
для сохранения малых рек и других поверхностных водоёмов, это сельское
хозяйство. Анализ фактического землепользования выявил три типа угроз:
повсеместная распашка прибрежных защитных полос, нелегальные огороды в
поймах и по берегам рек, размещение участков садоводческих и огороднических
товариществ в непосредственной близости от водоёмов – без учёта особенностей
рельефа. Каковы механизмы выявления и наказания нарушителей со стороны
государственных органов, ответственных за состояние водного бассейна?
Насколько они эффективны? Каков вклад сельского хозяйства в загрязнение
малых рек и поверхностных водоёмов в целом?

7.      Исследования водного баланса малых рек (в частности – р. Поповка в
Пушкинском района) выявили неожиданно высокое значение забора воды на полив
и хозяйственно-бытовые нужды садоводческих участков, расположенных
непосредственно вдоль реки. Рост мощности имеющихся в продаже насосов и
развитие электроснабжения садоводств позволяют прогнозировать дальнейшее
усугубление этой проблемы. Какие меры могут быть предприняты со стороны
государственных органов, ответственных за состояние водного бассейна для
регулирования забора воды из малых рек в тех случаях, когда это имеет
критическое значение?

8.      В настоящее время многие (если не большинство) малых рек на
территории Санкт-Петербурга находятся в удручающем состоянии: они либо
превращены в дренажные канавы в бетонных лотках, либо захламлены. В то же
время большинство районов города испытывают дефицит мест отдыха у воды.
Летом жители Петербурга используют для этих целей буквально каждый пригодный
пятачок,  и иногда – совсем непригодные места. Восстановление (реабилитация)
малых рек является модным трендом современного урбанизма, поскольку
позволяет одновременно улучшить экологическую ситуацию и повысить стоимость
прилежащей недвижимости. Какие малые реки на территории Санкт-Петербурга, с
вашей точки зрения, подлежат восстановлению и реабилитации в первую очередь?

> [...]

EB> - и.о. руководителя Невско-Ладожского бассейнового водного управления
EB> Федерального агентства водных ресурсов Анна Борисовна КУЗНЕЦОВА;
EB> - руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального
EB> агентства по рыболовству Денис Сергеевич БЕЛЯЕВ;
EB> - начальник отдела использования водных ресурсов Комитета по природным
EB> ресурсам Ленинградской области Владимир Леонидович ПОПОВ;
EB> - заместитель председателя Комитета по
EB> природопользованию, охране окружающей
EB> среды и обеспечению экологической безопасности Алексей Геннадьевич
ПЕТРОВ.