*[Enwl] [smi] Путешествия по Арктике

ENWL.Bellona enwl.bellona на gmail.com
Пт Янв 21 22:59:55 MSK 2011

Российская Арктика - это нечто дикое. Я путешествовала по ней, когда
собиралась писать книгу о Северном полярном круге. У меня замерзал нос;
лопнул зуб; я выдыхала воздух, и он падал на землю хрустальной пылью.
Регион
настолько изолирован от внешнего мира, что всю остальную Россию местные
оленеводы называют <материком>. Но пейзажи там - сильнее, чем все, что я
когда-либо видела: ослепительные, девственно чистые, как такие хайку от
биологии. Я обожаю простую жизнь в заполярье и изящество его живущих под
пятой народов.

Чукотка - арктический регион размером с Турцию, находящийся на Дальнем
Востоке (тот самый кусок России, который Сара Пейлин видела с Аляски). За
пределами столицы - Анадыря - в этой волшебной стране льда и тундры вообще
нет дорог. Чтобы пробиться внутрь, мне понадобилось два года, но, приехав,
встретила там президента Медведева. В то утро он высадился с вертолета
погладить оленя и послушать народные чукотские песни в местной школе.
Медведев стал первым главой российского государства, который туда добрался,
ни один царь не был и в тысяче километров отсюда. За пять дней до этого,
обращаясь с речью о положении в Арктике к Совету безопасности в Москве,
Медведев наметил этот регион для визита.

<На этот регион приходится около 20% валового внутреннего продукта России и
22% государственного экспорта>, - сказал он. Речь шла о нефти и газе.
Причем
ему мало, он хочет еще.

Арктика превратилась в аналог Дикого Запада с энергоносителями, весь регион
оказался в центр всеобщего внимания, и добыча углеводородного сырья,
безусловно, и в дальнейшем останется локомотивом экономического развития
приполярных областей, причем не только в России. Сама я не собираюсь
прекращать жечь бензин, так что с моей стороны было бы лицемерием требовать
запрета на добычу нефти. Но я надеюсь, что нам удастся не изгадить
последний
уголок по-настоящему дикой природы.

Меня беспокоит вопрос соблюдения стандартов прозрачности в России в области
техники безопасности. На побережье Северного Ледовитого океана в Мурманской
области я видела, как покачиваются подобно выброшенным на берег касаткам
подводные лодки, ждущие очереди на списание, которая никогда не придет. Где
точно сохраняется российское пренебрежение законами - так это в Арктике.
Из-за сурового климата охрана природы крайне затруднена, да и прошлые
успехи
России на приполярном шельфе сомнительны. В восьмидесятые годы на атомной
станции у губы Западная Лица произошел ряд аварий, начавшихся с того, что
треснуло сделанное из бетона и стали хранилище отработанного топлива.
Началась утечка зараженной радиоактивными отходами воды; сначала она шла со
скоростью 30 литров в день, но вскоре - уже со скоростью 10 тонн в час. Вы
не ошиблись - десяти тонн в час.

Буровые установки <Роснефти> находятся в Карском море, в котором, согласно
опубликованному в 2008 году докладу объединения Bellona, в скором времени
будут размещены атомные подводные буровые корабли, а также плавучие атомные
электростанции. А почему в Арктике такие большие территории закрыты для
посещения иностранцами? Что они там прячут, и кто этим занимается?
Возвращаясь на самолете из Анадыря в московский аэропорт <Домодедово>, я
общалась со своим соседом - геохимиком, работавшим на геологоразведочном
судне в Баренцевом море и занимавшимся поиском точек для бурения. Когда я
просила, соблюдается ли там техника безопасности, он закатил глаза и
заказал
себе еще одну порцию выпивки.

Помню, как я смотрела на воду Карского моря с палубы ледокола. Мимо
проплывали белуги; осколки фарфорового льда цвета слоновой кости
покачивались на неровных краях волн. Море, усеянное айсбергами, блестело
под
полуночным солнцем, а горизонт сверкал молочной дымкой, встречающейся
только
в высоких широтах. Мой спутник, моряк из Владивостока, был весьма
словоохотлив, как большинство выходцев из этого города, но, когда мы
созерцали эту непостижимую спокойную красоту, он тихо сказал: <Не надо
слов,
Карское море говорит само за себя>. И это действительно было так. Я
надеюсь,
что мы не уничтожим его.

Сара Уилер - автор книги <Магнетический Север, или Путешествия по Арктике>.

Оригинал публикации: Why is Russia's Arctic closed to visitors? Who is
hiding what?

Опубликовано: 16/01/2011 10:27

http://inosmi.ru/social/20110117/165710902.html