*[Enwl] Петербургский Западный скоростной диаметр

ENWL.Bellona enwl.bellona на gmail.com
Вс Янв 9 21:01:58 MSK 2011


Петербургский Западный скоростной диаметр: можно ли
предотвратить удар по природной среде Санкт-Петербурга?

О том, что строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД)
в рамках выбранного варианта прохождения трассы приведет к
негативным экологическим последствиям, экологи и биологи
говорят уже несколько лет. Однако, никакой реакции властей не
следует: петербургская администрация упорно продолжает
настаивать на своих планах, игнорируя мнение ученых. Можно ли
предотвратить удар по природной среде Санкт-Петербурга?

Одним из наиболее аргументированных возражений против
строительства ЗСД (точнее, против конкретной его прокладки)
является мнение, высказанное доцентами кафедры физической
географии и ландшафтного планирования Санкт-Петербургского
государственного университета Григорием Исаченко и Андреем
Резниковым в их научном труде <Северный участок ЗСД: можно ли
предотвратить удар по природной среде Санкт-Петербурга?>.
Авторы анализируют Северный участок проектируемой автотрассы
(его возведение отнесено в основном к 3-й очереди) и
многообразные экологические последствия, которые может повлечь
его строительство и эксплуатация. После чего предлагают другой
- менее <экологически вредный>, - вариант прокладки.

Северный участок - наиболее протяженная часть ЗСД длиной около
24 км. Согласно проекту, он идет от правого берега Большой
Невки до транспортной развязки на пересечении с автомобильной
дорогой <Скандинавия> вблизи Белоострова. Участок
проектируется по параметрам скоростной автомобильной
магистрали с расчетной скоростью движения 120 км/ч, 4-6
полосами движения при ширине земельного полотна 28 м.

Анализируя, как повлияет строительство ЗСД на природные
комплексы Приморского, Выборгского и Курортного районов
Петербурга и качество среды обитания в городе, авторы доклада
отмечают, что севернее пересечения с Яхтенной улицей, трасса
ЗСД пройдет по залесенной и заболоченной территории,
располагающейся между улицами Планерная и Камышовая и
примыкающей с востока к заказнику <Юнтоловский>. Это - самая
крупная по площади (более 3 кв. км.) рекреационная зона в
Приморском районе, но при строительстве и эксплуатации ЗСД
гидрологический режим этой территории, по мнению авторов,
будет существенно нарушен. А именно: загрязняющие вещества, в
частности, тяжелые металлы, станут мигрировать по торфяному
массиву в пределах всей зеленой зоны. Будет полностью
уничтожено единственное сохранившееся в Приморском районе
верховое болото с популяцией охраняемого растения - кустарника
восковника болотного.

В результате, экосистема лесов, болот и водоемов по левому
берегу реки Каменки, служащая своеобразным буфером для
Юнтоловского заказника будет полностью разрушена в наиболее
сохранившейся пока части. Из-за шума и загрязнения, связанного
со строительством и эксплуатацией магистрали, качество
природной среды в наиболее посещаемой части зоны отдыха резко
ухудшится и ее рекреационная ценность снизится более чем
наполовину. Кроме того, и от этой нарушенной зеленой зоны
жители будут отрезаны трассой ЗСД: пересечь ее без специальных
переходов практически невозможно и опасно, а будут ли
построены эти переходы и в каком количестве - неизвестно.
Поскольку в Приморском районе наблюдается дефицит зеленых
насаждений общего пользования, сокращение площади
рекреационных территорий приведет к дальнейшему снижению
качества жизни жителей района:

Что касается непосредственно Юнтоловского заказника, это -
самая крупная особо охраняемая природная территория (ООПТ)
Санкт-Петербурга: ее площадь чуть меньше 10 квадратных
километров. Юнтоловский заказник - уникальный комплекс
мелководий Лахтинского разлива, болот разных типов и
заболоченных лесов. Это водно-болотное угодье международного
значения, где ежегодно останавливаются на пролете и гнездятся
десятки видов водоплавающих птиц (в том числе 29 видов,
включенных в <Красные книги>), встречаются такие редкие виды
зверей, как лесной хорек, ласка и кутора; произрастают 15
редких и охраняемых видов растений и грибов.

Проектируемая трасса ЗСД пройдет на расстоянии около 150 м от
северной границы заказника. Детальные исследования,
проведенные географами и биологами институтов РАН и СПбГУ -
авторами монографии <Юнтоловский региональный комплексный
заказник> (СПб., 2005), позволяют утверждать, что шумовое
воздействие магистрали приведет к ухудшению условий обитания
животных, в частности, к снижению численности гнездящихся
птиц. Будут нарушены условия миграции наземных животных
(млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных), практически
непреодолимым барьером трасса ЗСД станет для таких крупных
млекопитающих, как лоси. В процессе строительства дороги, а
также при возможных авариях на ней резко возрастет загрязнение
рек Каменка и Черная: основных водных артерий заказника.
Поскольку сток по этим рекам идет от ЗСД в сторону Лахтинского
болота и разлива, это не может не сказаться на состоянии флоры
и фауны заказника, в том числе популяций редких видов растений
и животных.

Сразу после пересечения КАД трасса ЗСД вступает на территорию
крупнейшего лесоболотного массива Петербурга площадью более 30
км2, сохранившегося в относительно ненарушенном состоянии, на
котором ведется проектирование регионального комплексного
заказника <Левашовский лес>. Это единственный лесной массив в
черте Петербурга, где постоянно обитают не только крупные
копытные, но и хорь, барсук, другие виды зверей семейства
куньих, гнездится около 80 видов птиц, встречаются редкие
растения, включенные в <Красные книги>. Трасса ЗСД перережет
территорию, планируемую для создания ООПТ <Левашовский лес>,
почти посередине, на протяжении 4,5 км. И, как полагают
авторы, <не нужно быть профессионалом-экологом, чтобы оценить,
какой удар при этом будет нанесен по <легким Петербурга>.
Кроме загрязнения воздуха выхлопными газами, особенно
гибельного для хвойных лесов, загрязнения поверхностных вод,
будут перерезаны маршруты миграции крупных животных, что
приведет к резкому сокращению их численности, а затем и к
полному исчезновению. Ухудшатся условия миграции и для
небольших животных.

Наконец, уже в пределах Курортного района ЗСД на протяжении
1,5 км пройдет по границе проектируемого регионального
комплексного заказника <Сестрорецкий>. Эта ООПТ площадью 21,6
км2 включает крупнейший болотный массив в черте Петербурга, не
затронутый техногенным воздействием, и часть акватории озера
Сестрорецкий Разлив. Последствия строительства и эксплуатации
ЗСД для экосистемы ООПТ аналогичны тем, что уже отмечены для
заказника <Юнтоловский>.

Исаченко и Резников считают, что реализация существующего
проекта Северного участка ЗСД наносит существенный ущерб трем
существующим и проектируемым особо охраняемым природным
территориям и крупнейшей рекреационной зоне Приморского
района. Вместе с этим ставится под удар экологическое
благополучие населения Приморского и Курортного районов за
счет увеличения шумового загрязнения, загрязнения воздуха
окислами азота и углерода и другими продуктами выбросов
автотранспорта, а также резкого уменьшения доступа к
рекреационным ресурсам.

Наконец, - что представляется важным, потому что почти не
обсуждается в питерских СМИ, - в докладе Исаченко и Резникова
отмечается существенное противоречие, изначально заложенное в
концепции ЗСД. А именно: если ее приоритетная цель - связать
северные и южные районы Петербурга, то зачем превращать дорогу
в транзитную магистраль международного значения, угрожающую
природной среде города и экологическому благополучию его
жителей? Строительство магистрали с подобными функциями с
западной стороны Петербурга, вплотную к жилым кварталам и со
стороны преобладающих ветров неразумно с экологической точки
зрения. Естественное направление транзитных потоков из
Скандинавии и Финляндии в сторону Москвы и Киева - по
восточному полукольцу КАД, а в сторону Таллина - по западному
полукольцу (через Финский залив).

Авторы отмечают, что такой же вывод содержится в заключении
государственной экологической экспертизы по обоснованию
инвестиций в строительство ЗСД, проведенной еще в 2002 году:
там говорится, что принятый подход к проектированию ЗСД
противоречит общепринятой стратегии вывода транзитных
транспортных потоков из населенных пунктов и строительства
транспортных обходов городов. А если решение транспортных
проблем города невозможно без создания ЗСД, то, по их мнению,
надо хотя бы попытаться предложить такой вариант, который
выполнял бы транспортные функции с возможно меньшим ущербом
уязвимой природной среде Петербурга.

Один из возможных альтернативных вариантов Северного участка
трассы, предлагаемый авторами - выведение ЗСД с Васильевского
острова по мосту-эстакаде не в створ Планерной улицы, а
примерно в 3 км западнее, к западному берегу оз. Лахтинский
Разлив, на предусмотренную Генпланом развязку с Приморским
шоссе и его <дублером>, проходящим севернее железнодорожной
линии. Далее трасса ЗСД будет обходить с востока массивы
одноэтажной застройки Лахты и Ольгино, с запада огибать
строящийся коттеджный поселок <Северный Версаль> и планируемый
район жилой застройки <Медвежья лапа> на р. Юнтоловке. Затем
трасса пересекает реку Черная (впадающую в Лахтинский разлив)
и использует существующий коридор Горского шоссе (3,2 км).
Южнее Новоселок трасса поворачивает на северо-запад и на
протяжении 6,5 км проходит через осушенные болота и
заболоченные леса, пересекая Левашовский канал и реку Черная
(приток р. Сестры), до переезда через железную дорогу
Петербург-Выборг, где соединяется с магистралью, намеченной
существующим проектом ЗСД. С экологической и социальной точек
зрения, считают авторы, этот вариант имеет преимущества: он не
угрожает особо охраняемым и рекреационным территориям (а также
не препятствует доступу жителей к последним), и не проходит по
существующим жилым кварталам и вблизи них.

Вывод видится вполне обоснованным - вот только, как уже
сказано, питерские власти практически не прислушиваются к
мнениям ученых, когда они вступают в противоречие с их
желаниями или коммерческими интересами.

Борис Вишневский, 08/01-2011

http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/zsd
----------- следущая часть -----------
Вложение не в текстовом формате было извлечено&hellip;
Имя     : ingressimage_3-3.[1].jpg
Тип     : image/jpeg
Размер  : 32315 байтов
Описание: отсутствует
Url     : http://enwl.bellona.ru/pipermail/enwl/attachments/20110109/9232848d/ingressimage_3-3.1-0001.jpg 


Подробная информация о списке рассылки Enwl