*[Enwl] [seu_discuss] Re: экогенетика

ENWL.Bellona enwl.bellona на gmail.com
Ср Июн 9 12:40:51 MSD 2010

Здравствуйте!

Я не встревал в спор, т.к. не обладаю обширными научными познаниями в
филологических науках. Сужу о тех или иных словах или выражениях с
обывательской точки зрения, обогащенной любовью к литературному чтению и
знанию достаточно большого количества народных поговорок, пословиц и
выражений, не всегда литературно правильных, но отражающих культурные
традиции того или иного народа.

Насколько знаю, профессиональный жаргон, слэнг является полноценной и
самостоятельной составляющей любого языка. Многие слова, которые мы, не
задумываясь, употребляем на бытовом уровне, вошли в обычную речь из
профессиональной речи, неважно, будь то наука, спорт, армия или воровское
сообщество. Причем значение этих жаргонных слов в быту не всегда полностью
идентично их первоначальному значению. Да и произношение или написание слов
также может меняться. Слова "экология", "экологический" и др. подобные им
тоже широко применяются не только в быту, но и в искусстве, других отраслях
и науках, далеких от биологических. Та же "экология души", например. А слово
"экологический" стало нарицательным обозначением чего-то правильного,
чистого, приемлемого для жизни. И наоборот, "антиэкологический" - символ
чего-то плохого, некачественного, вредного. Я недавно, помогая дочери
подготовить доклад в школу, столкнулся с новыми науками - экологической
химией и химической экологией. Их сейчас изучают в рамках предмета "химия" в
старших классах.

Так что не надо так горячо отстаивать чистоту употребления слова "экология"
в его первоначальном значении. Когда мы пишем научную работу по биологии, то
я согласен, что надо исходить из понимания того, что экология - это наука о
жилище, о среде обитания, и о взаимосвязях в ней. Но применение слова
"экология" и производных от него в смежных областях, в т.ч. в других науках,
имеет право на существование в несколько ином понимании. Та же экологическая
генетика призвана изучать последствия загрязнения среды обитания на
генетическом уровне. А экологическая химия - ту же среду обитания и процессы
в ней на химическом уровне. А экология души подразумевает чистоту души и
исследование факторов, влияющих на духовное развитие человека. Мы вот
недавно спорили о разделении людей, занимающихся вопросами охраны природы,
на экологов и экологистов. В обоих случаях используется в качестве корня
слово "экология", хотя понятия кардинально различаются.

Поэтому не вижу ничего плохого в словосочетании "плохая экология". Главное,
что оно общеупотребимо и понятное всем. Ученые воспринимают это как
упрощенный оборот речи, обозначающий целый список параметров негативного
состояния окружающей среды, журналисты и обыватель считают это выражение
вполне научным или хотя бы наукообразным, но с тем же смыслом. Вот и хорошо!
Хуже было бы, если бы смысл слова менялся от его использования в другой
сфере. У нас, к сожалению, таких примеров тоже хватает, "обогащающих"
великий и могучий. У нас вот теперь даже кофе может быть и мужского, и
среднего рода. Т.е. изначально неправильное произношение ввиду его широкого
обычного бытового использования в бытовой речи признано сейчас наукой
допустимым.

С уважением. Валерий Бриних