*[Enwl-misc] [seu_discuss] о Стиве и смысле жизни

ENWL.Bellona enwl.bellona на gmail.com
Пн Окт 10 01:54:26 MSD 2011

ПРОНЬКО: В российской столице 21 час и 5 минут, у
микрофона Юрий Пронько. Здравствуйте, дамы и господа,
еще раз, на <Финам FM> ежедневная программа <Сухой
остаток>, и сегодня она полностью посвящена памяти Стива
Джобса. В США в возрасте 56 лет скончался соучредитель,
бывший генеральный директор, председатель совета
директоров компании <Apple> Стив Джобс. На его
официальной странице в Интернете выложена черно-белая
траурная фотография, слов там нет, только годы жизни -
1955-2011. В отдельно опубликованном заявлении совета
директоров компании говорится, что современный мир стал
неизмеримо лучше, благодаря Стиву, его блестящие
качества, страсть и энергичность служили неиссякаемым
источником инноваций, обогатили и улучшили жизнь всех.
Сегодня мы полностью этот час посвящаем памяти этого
великого человека. Я это произношу без пафоса, у меня
есть дрожь в голосе, и я этого не стесняюсь, потому что
это был гений.

Единственный гость у нас здесь, в московской студии -
это ведущий аналитик компании <Mobile reseach group>
Эльдар Муртазин: Я тебя рад видеть.

МУРТАЗИН: Я тоже, Юра, очень рад.

ПРОНЬКО: Повод встретиться у нас с тобой не очень
приятный, но, тем не менее, я предлагаю построить наш с
тобой разговор - поговорить о человеке, поговорить о
личности, как обычный, грешный человек создает нечто,
что переворачивает весь мир.

Я напомню, что в нашем разговоре могут участвовать и
слушатели, у нас открытый многоканальный телефон
65-10-99-6 (код Москвы - 495), и, вы не поверите, у нас
вылетела вот туда, к праматери истории вся наша эфирная
программа. У нас все компьютеры вылетели. Вот такое
бывает: Бывает, Эльдар, да? Техника - она выходит из
строя.

МУРТАЗИН: Техника тоже отказывает.

ПРОНЬКО: Поэтому, в общем-то, можно: Что ты мне
показываешь? А, ну да, конечно, у нас же не продукция
<Apple> стоит здесь, в студии: Это мне Лена Швец,
продюсер моей программы подсказывает. Действительно, это
так. Завтра пойду к генеральному директору разговаривать
на эту тему, буду просить его.

Но сейчас наша техническая служба все перезапустит,
поэтому напомню и еще одно средство коммуникации - это
сайт www.finam.fm, где, кстати, вы видите и меня, и
Эльдара, потому как идет прямая веб-трансляция на нашем
портале. Можете присылать свои письма, высказываться.

Вот смотри, все понимали, что рано или поздно это
произойдет, да?

МУРТАЗИН: Конечно.

ПРОНЬКО: После того как человек официально объявил о
том, что он отходит от дел, все знали - я вот сегодня
слушал, видел его фотографию, за несколько дней до
кончины: Но вот для тебя лично Стив Джобс - это кто?

МУРТАЗИН: Ты знаешь, мне кажется, что я его всегда
рассматривал как человека, который: Я очень уважаю
людей, которые смогли создать нечто большее, чем они
сами. Фактически Стив Джобс, он был не просто пионером,
или визионером, как его называют - его можно назвать
учителем, потому что он научил очень многих людей
смотреть дальше и не бояться что-то пробовать. На моей
памяти это единственный человек, у которого были яйца в
этой индустрии, если говорить грубо. Потому что сегодня
мы видим менеджеров, которые такие - травоядные, у них
нет видения, они боятся что-то сделать, они боятся
шагнуть. Почему вот так получилось в его жизни - это
отдельный вопрос для исследования. Потому что он был
предпринимателем изначально, он совершал ошибки, как
любой человек, он не всегда был, наверное, правилен в
оценке явлений и людей. Но! Он всегда не боялся признать
свои ошибки, он не боялся признать ошибки в своих
продуктах, пусть это было и непублично. И другой момент:
он никогда не боялся сделать не так, как все, он всегда
шел против общей массы людей. Простой пример: когда
создавался <iPod> первый, была музыкальная индустрия,
она есть и сегодня, но фактически один человек в мире,
это Стив Джобс, изменил полностью эту индустрию. Это не
преувеличение. Когда он пришел к мэйджор-лейблам и
сказал, что мы создаем продукт вот такой-то, мы хотим с
вами работать, они посмеялись и сказали: <Нам это
неинтересно, мы продаем компакт-диски, мы продаем
кассеты, ваш Интернет нас не интересует>.

ПРОНЬКО: Я помню очень хорошо это время.

МУРТАЗИН: Да, этого не было. Дальше. <iTunes Music
Store> он назывался тогда, об этом многие наши слушатели
сейчас не помнят, но первоначально его цель была -
сделать музыку доступной. И он говорил: <99 центов за
один трек - это та цена, которую готовы платить люди>.
Он добился этого, он сделал эту стоимость. Сегодня мы
живем в мире цифровых технологий, фактически во многом
благодаря его усилиям. Но вопрос даже не в этом. Вопрос
в том, что как руководитель компании на тот момент не
такой большой, не признанной всеми настолько - у них
были успехи, но это была компания из другой области - он
пришел на новый рынок и сказал: <Вот дальше будет вот
так>. И он смог объяснить, почему будет вот так, он смог
настоять на своей точке зрения. При этом его ненавидело
огромное количество людей.

ПРОНЬКО: Подожди, у него были враги?

МУРТАЗИН: Конечно. Огромное количество. Любой интересный
человек сложен, он неоднозначен. И у него есть враги,
безусловно.

ПРОНЬКО: То есть фактически Джобс ломал сложившуюся
систему:

МУРТАЗИН: Да.

ПРОНЬКО: :Бизнес-интересы конкретных группировок,
компаний:

МУРТАЗИН: Да.

ПРОНЬКО: :Личностей:

МУРТАЗИН: Да.

ПРОНЬКО: :И они ему противостояли.

МУРТАЗИН: Да. Война музыкальной индустрии против Стива
Джобса - это непопулярная тема, потому что <Apple> стал
основным продавцом музыки. И это не принято обсуждать
даже в кулуарах, но были конкретные люди, которые
противостояли <Apple> и хотели, чтобы все было по-
старому. Это было.

Более того, если смотреть запуск <iPhone> в 2007 году.
Компания, которую выбрала <Apple> в качестве партнера -
<AT&T>, как оператор. Они начали работать в 2005 году.
Тогда <Apple> вместе с <Motorola> попытались создать
телефон. И это очень интересная история, потому что они
тайно встречались, за спиной у <Motorola>, с
руководством <AT&T>, для того чтобы обсудить запуск
нового продукта, <iPhone>, который мы потом увидели. Ему
нечего было продавать! То есть он продавал свое видение
рынку, он продавал то, что они успешны с <iPod>, и они
смогут сделать что-то особенное для этого рынка. Он
продал это видение. И люди, которым он продал это
видение, сегодня они скажут, что они его любили. Но на
тот момент они его искренне ненавидели. И потом, через
полтора-два года, когда их бизнес зависел уже от
<iPhone>, они позволяли себе говорить много резких
высказываний публично, по причине того что они пытались
сломать его. То есть они воспринимали себя как <царя
горы>, как оператора. А оператор на рынке телекома
всегда был всем. То есть от оператора зависело, какую
модель они купят, по какой цене они будут продавать.
<Apple> изменила полностью правила игры, сказав, что
<будет вот так, и нас не интересует, как другие компании
работают, с нами вы будете работать вот так>. За это
ненавидели. Причем люто ненавидели.

ПРОНЬКО: Как он относился - в прошедшем времени, да? - к
врагам? Он их добивал?

МУРТАЗИН: Нет, никогда.

ПРОНЬКО: Это ведь жесткое оппонирование? Это ведь не
просто эмоции, да? Это гигантские финансовые ресурсы,
когда он начал ломать это все, да? Он добивал или как
вот, Эльдар?

МУРТАЗИН: Я не знаю Стива Джобса лично - я могу судить
по косвенным признакам и по словам людей, которые
написали не одну книгу, там, сняли фильмы.

Молодой Стив Джобс не был очень агрессивным, с одной
стороны. Но, с другой стороны, он всегда делал продукт,
сервис-продукт, неважно, который продает себя сам. Ему
было неинтересно, что происходит у других - ему было
интересно достичь своей цели, какую он себе поставил. То
есть это была соревновательность такая, что он хотел
сделать просто хороший продукт, который понравится
людям, в первую очередь. И вот эта соревновательность не
включала в себя, например, сломать <AT&T> и стать, там,
крупнейшим оператором. Этого не было. Или унизить
конкретного человека.

ПРОНЬКО: А мог? Мог добить.

МУРТАЗИН: Мог, конечно. Он мог просто в момент, там, в
2009-2010 году закрыть контракт, отдать это другим
операторам, и тем самым он сломал бы бизнес <AT&T> очень
сильно, он подкосил бы его. Он не уничтожил бы компанию,
но он мог бы манипулировать рынком. Этого не было. При
этом Уолт Моссберг - это колумнист <The Wall Street
Journal>, они дружили четырнадцать лет, ну, насколько
возможно дружить - сегодня написал очень такую вещь, на
мой взгляд, хорошо звучащую, что Стив Джобс мог ему
позвонить в воскресенье, когда он второй раз вернулся в
компанию, и часам обсуждать недостатки продуктов,
которые есть на данный момент. Или, например, позвонить,
обсудить колонку и не сказать, что вот у меня есть
замечание, а сказать, что мы смотрим на этот продукт
немножко по-другому. При этом, да, <Apple> как пиар-
машина работает отлаженно. Ну, это понятно, да? Мы вот
предоставляем новый продукт, он революционный, все
начинают пищать от восторга, потому что сказали
<революция>. Но! Вот <MobileMe>: признать со сцены, что
это был не очень удачный продукт и не то, что мы хотели
запустить - большинство других топ-менеджеров такого не
могут, они все равно до последнего цепляются как за
соломинку и говорят, что это все равно шикарный продукт,
нас просто не поняли, вот вы глупые. Он имел возможность
признать свои ошибки - это очень хорошее качество любого
человека - встать немножко в сторону и сказать, что вот
у меня есть ошибки, да, я ошибался. При этом надо
понимать, что и образ строился, и харизма строилась не
на ровном месте - это огромный труд. Но он намечал себе
цель и шел к этой цели, последовательно.

О периоде после операции как раз таки в колонке
Моссберга сегодняшней написана очень хорошая
характеристика. Он приехал к нему домой, и они пошли
гулять в парк. Ему было плохо. И они сидят на скамейке,
Моссберг говорит: <Давай вызовем машину или вернемся
домой, потому что я не хочу, чтобы заголовки газет были
такие, что репортер <The Wall Street Journal> не смог
спасти Стива Джобса, и он умер на прогулке>.

ПРОНЬКО: А ситуация именно такая.

МУРТАЗИН: Ситуация, по его мнению, была именно такая,
что Стиву Джобсу было плохо, он был бледный. И Стив
говорит: <Ты знаешь, нет, я наметил сегодня дойти вот до
той точки в парке>. И он просто встал, они прошли,
вернулись вместе. То есть человек намечал цель и
старался к ней идти.

ПРОНЬКО: Это, по твоему мнению, и есть его главный
принцип жизненный?

МУРТАЗИН: Да.

ПРОНЬКО: Я вот что хочу сейчас сделать. Я думаю, многие
знают - ну, может, кто-то и не знает - о, действительно,
очень интересном публичном выступлении Стива Джобса
перед выпускниками Стэнфордского университета,
действительно одного из сильнейших мировых высших
учебных заведений. Притом сам Стив Джобс не заканчивал
университета, он никогда этого не скрывал. Вот мы
подготовили три нарезки, как это называется у нас, у
радиошников, три блока - в общем-то, там и три истории
он рассказывает. Первая история - о соединении точек.
Вот мы сегодня всю программу посвятили памяти Стива
Джобса, и я хочу, чтобы мы и услышали его голос. Больше
мы его никогда не услышим. Мне представляется это
важным. Я просто каждого слушателя <Финам FM> прошу
внимательно послушать, о чем он говорил. А затем мы
вернемся в студию, продолжим наш разговор с Эльдаром
Муртазиным. Пишите на www.finam.fm свои мысли,
комментарии либо звоните на наш многоканальный телефон
65-10-99-6 (код Москвы - 495), у нас открытый эфир.
Пожалуйста, что думаете об этом человеке, о тех
разработках, о тех продуктах, которыми многие из вас
пользуются в повседневной жизни.

Читать полностью: http://finam.fm/archive-view/4815/