*[Enwl-misc] [mlf_news] Исламизация России: миф или реальность?

enwl enwl на enw.net.ru
Пт Ноя 28 00:34:12 MSK 2008


Исламизация России: миф или реальность?

Из Европы в Россию экспортируются не только модные промышленные
товары и модные тенденции стиля, но и модные страхи. Последний
"писк" в Старом свете - исламизация. Что, в принципе понятно,
поскольку людям свойственно опасаться нового. А мечети, женщины в
хиджабах и множество людей неевропейской внешности для европейцев
- либо нечто совсем новое, либо (как для побывавшей под властью
арабов Испании) основательно забытое старое. Однако людям
свойственно не только бояться нового, но и поддаваться чужому
страху. И вот уже российский автор Елена Чудинова пишет
антиутопию о "Мечети Парижской богоматери", а множество известных
публицистов уже готово бить в набат, грозя России "тьмой
басурман".

Но давайте подумаем: а возможна ли в ближайшем будущем
"исламизация России" - не вдаваясь в рассуждения, хорошо это или
плохо?

Чтобы решить эту задачу, нужно сначала ответить на вопрос
попроще: сколько в России мусульман в данный момент? Однако
ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. Это ведь
только во времена Российской империи во время переписи населения
участникам задавался вопрос о вероисповедании. В наше время,
несмотря на предложение Патриарха Московского, этот вопрос так и
не был включен в переписные анкеты. Поэтому говорить мы можем
только о численности "этнических мусульман" - представителей тех
народов, которые традиционно исповедуют ислам.

По данным переписи населения 2002 года, в России насчитывается
примерно 14,5 миллионов представителей таких народов. Это число в
любом случае ниже, чем иногда называемые рядом представителей
исламского сообщества (и несколько лет назад названные даже
Владимиром Путиным) 20 миллионов. Впрочем, Путина можно понять -
в то время рассматривалась возможность вступления России в
Исламскую конференцию, так что ему было выгодно подчеркнуть
многочисленность российской мусульманской общины.

При этом очевидно, что далеко не все представители "этнических
мусульман" относятся к мусульманской общине - значительную часть
из них составляют представители других конфессий. Недаром
исламские публицисты жалуется на экспансию протестантских
проповедников, а по данным известного исламоведа Романа
Силантьева, более 2 миллионов представителей "мусульманских
народов" за последние 20 лет приняло христианство. Кроме того,
значительная часть "этнических мусульман" придерживается
атеистических воззрений. Собственно, и сами исламские публицисты
признают, что в среде ряда "мусульманских народов" или субэтносов
религия так и не смогла восстановить то влияние, что имела до
революции. Это относится, например, к осетинам-дигорцам, среди
которых ислам во времена Российской империи имел очень сильные
позиции, и царскому правительству приходилось прикладывать очень
серьезные и подчас тщетные усилия, чтобы способствовать росту в
Осетии христианской общины.

Так что приводимые социологами данные, что в ходе опросов к
мусульманам в России себя относит около 4-6 % населения, кажутся
близким к истине.

Кроме того, уровень религиозности этнических мусульман в России
традиционно считается высоким. Считается, что все они поголовно
досконально выполняют мельчайшие религиозные требования, а может
быть, и вовсе являются настоящими фанатиками. На самом деле,
вопрос, сколько среди россиян любых конфессий действительно
религиозных людей, довольно сложный. Как уже говорилось выше,
этот фактор не учитывается при переписях населения, а эквивалента
"церковного налога", как в Германии, где человек должен указывать
в документах, подаваемых в налоговое ведомство, принадлежность к
какой-то религиозной общине, чтобы уплачивать налог в ее пользу,
в нашей стране тоже нет. Что касается граждан, постоянно
посещающих религиозные службы, люди по еще советской привычке
бояться попасть в какие-либо списки, поэтому таких сведений по
крупнейшим религиозным общинам тоже нет.

К тому же в случае с мусульманами получить статистику весьма
проблематично, поскольку здесь, в отличие от православия, нет
единого религиозного центра. Только крупнейших исламских центров
в России три - Центральное духовное управление мусульман России,
Координационный центр мусульман Северного Кавказа и Совет муфтиев
России. Причем, последний является структурой с большой
автономией участников. И уж тем более никто не может назвать
численность сторонников салафитских общин, действующих в разных
частях страны.

Однако очевидно, что даже среди лиц, относящих себя к
мусульманам, положениям Корана в точности следует далеко не все.
Секуляризация, конечно, больше касается тех, кто находится вдали
от зон компактного проживания этнических мусульман. Впрочем, даже
в ряде считающихся мусульманскими республик далеко не всех,
исповедующих ислам, можно назвать жесткими традиционалистами.
Иначе вряд ли, например, появилась бы работа Рафаэля Хакимова,
теперь уже бывшего советника президента Татарстана: "Где наша
Мекка? (Манифест евроислама)", призывающая к серьезной
либерализации исламских устоев.

Наконец, отметим, что уже сегодня доля "этнических мусульман" в
России превышает долю их собратьев во Франции - и тем не менее,
никаких намеков на проблемы, подобных тем, что имеют место в этой
стране (впрочем, их религиозный подтекст стоит поставить под
большой вопрос), у нас не наблюдается. При этом Российская
империя и Советский Союз традиционно отличались значительной
долей мусульманских народов, что не создавало для них фатальных
проблем.

К тому же большую роль для ситуации в российской исламской общине
играет традиционно высокий (еще с царских времен) уровень
контроля государства над делами общины. В наши дни эта тенденция
только укрепляется. Здесь у России есть определенные исторические
преимущества перед странами Европы - ведь там, в отличие от нашей
страны, "пришлый" характер подавляющего большинства
мусульманского населения диктует ситуацию с духовенством, когда
подавляющая его часть имеет иностранное гражданство и
ориентируется на зарубежные религиозные центры. В России же
контакты отечественного мусульманского сообщества с зарубежными
коллегами все более настойчиво берутся под государственный
контроль. Так, 31 января 2007 года в России был зарегистрирован
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который
постепенно должен стать своеобразным фильтром, через который в
нашу страну будут поступать пожертвования зарубежных исламских
фондов и только через него они будут распределяться в России.

Таким образом, заметная степень секуляризации (хотя, видимо, и
меньшая, чем среди "этнических христиан"), долгий опыт жизни в
многонациональной стране и действительные размеры мусульманской
общины делают исламский фактор в России гораздо менее
"устрашающим", чем это пытаются представить националисты.
Впрочем, это не значит, что этот фактор не может использоваться
экстремистами. Однако стоит отметить, что этим экстремистам может
придавать силу и уверенность как раз раскручивание этого фактора
"озабоченными" национал-патриотами и их попытки сеять
межнациональную рознь среди традиционно живущих в мире народов
России.

Николай Михайлов

27.11.2008  |  12:35

http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=889


--
Михаил Н.



From: "Михаил Н" <mhl3000 на rambler.ru>
Sent: Thursday, November 27, 2008 2:40 PM
Subject: [mlf_news] Исламизация России: миф или реальность?




Подробная информация о списке рассылки Enwl-misc