*[Enwl-misc] 28 выпуск Вестника Гражданского движения "Земля России - достояние народа!"

enwl enwl на enw.net.ru
Чт Ноя 13 01:53:33 MSK 2008


В общественные организации, научные учреждения, органы
государственной власти, СМИ

Предлагаем вашему вниманию 28 выпуск Вестника Гражданского
движения "Земля России - достояние народа!" - "АНАЛИЗ ИТОГОВ
АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА В АСПЕКТЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ
СОВЕСТИ, ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ, ПРАВА ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ В СООТВЕТСТВИИ СО
СВОИМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ УБЕЖДЕНИЯМИ".

В июне 2008 года в г. Москве (Храм Христа Спасителя) прошел
Архиерейский Собор. Итогом его работы стали концептуальные
церковные документы - "Основы учения Русской Православной Церкви
о достоинстве, свободе и правах человека" и Определение
Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О
вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской
Православной Церкви". В них выражена позиция Русской Православной
Церкви по защите социальных, экономических и др. прав
православных верующих, а также определены направления
правозащитной деятельности общественных объединений. Русская
Православная Церковь ставит вопрос о:

- необходимости обеспечения социально-экономических прав граждан,
которые включают в себя доступ к образованию, медицинской помощи,
заботу о людях, неспособных обеспечить свои материальные
потребности;

- недопустимости средств и методов электронного учета перемещений
и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и
делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление
ею.

Предлагаем вашему вниманию правовой анализ итогов Архиерейского
Собора.

Для того, чтобы подписаться на Вестник, необходимо направить
заявку по адресу voda8 на yandex.ru

Все материалы, упоминаемые в Вестниках, размещены на сайте
http://russialand.info

С уважением,
Е. Грищенко




ВЕСТНИК N 28
ГРАЖДАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗЕМЛЯ РОССИИ - ДОСТОЯНИЕ НАРОДА"
Октябрь 2008


Анализ итогов Архиерейского Собора в аспекте соблюдения прав
граждан на свободу совести, вероисповедания, права жить в
обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями

Автор - О.А. Яковлева, Руководитель Гражданского движения

 "Земля России - достояние народа",

Председатель Союза православных юристов,

член Московской областной коллегии адвокатов,

Почетный адвокат России

Архиерейский Собор 2008 г. (г. Москва, 24-27 июня 2008 г., Храм
Христа Спасителя) в своих итоговых документах еще раз подтвердил
позицию Русской Православной Церкви, изложенную в выступлении
Святейшего Патриарха на сессии Парламентской Ассамблеи Совета
Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 года в Страсбурге, в Заявлениях,
Обращениях и Посланиях предыдущих Архиерейских Соборов и
Священного Синода, о недопустимости нарушения богоданной свободы
человека и дискриминации граждан, по религиозным убеждениям не
приемлющих использование новых технологий при учете их данных.

Оценив современную ситуацию в сфере соблюдения прав граждан, этот
Архиерейский Собор предпринял беспрецедентные шаги по защите
православных верующих.

В России впервые разработан и принят церковный и одновременно
правовой документ Русской Православной Церкви, направленный на
реальную и действенную защиту прав верующих - "Основы учения
Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах
человека" (далее - Основы,
http://mospat.ru/index.php?page=41597).

Этот основополагающий акт принят в развитие Основ социальной
концепции Русской Православной Церкви и рекомендован
священнослужителям и мирянам как руководство в общественно
значимых действиях и выступлениях.

Принятие данного документа выводит проблему защиты
конституционного права граждан на свободу совести и
вероисповедания на новый уровень.

Основы касаются многих аспектов прав, свободы и достоинства
человека и для их полного осмысления требуется время.

Мы рассмотрим лишь некоторые положения этого всеобъемлющего
документа, которые касаются защиты конституционного права граждан
не только иметь религиозные убеждения, но и действовать в
соответствии с ними в повседневной жизни.

Архиерейский Собор признал, что земная жизнь невозможна без
удовлетворения материальных потребностей человека, что создает
необходимость обеспечения социально-экономических прав граждан.
Эти права включают в себя доступ к образованию, медицинской
помощи, заботу о людях, неспособных обеспечить свои материальные
потребности:

"IV.8. Социально-экономические права. Земная жизнь невозможна без
удовлетворения материальных потребностей человека. В книге Деяний
святых апостолов повествуется о первохристианской общине, в
которой материальная забота о ее членах была поставлена на особую
высоту (см. Деян. 4, 32-37; 6, 1-6). Правильное пользование
материальными благами небезразлично для дела спасения.

Поэтому необходимо придавать ясное нравственное измерение таким
правам и свободам, как право собственности, право на труд, право
на защиту от произвола работодателя, свобода предпринимательства,
право на достойный уровень жизни.

:Важной ответственностью общества является забота о людях,
неспособных обеспечить свои материальные потребности. Доступ к
образованию и жизненно необходимой медицинской помощи не должен
зависеть от социального и экономического положения человека".

Собор констатировал факт принуждения христиан со стороны
общественных и государственных структур в целях изменения
религиозного мировоззрения, что препятствует достижению самой
важной цели в жизни человека - избавлению от греха и обретению
спасения.

В документах Собора констатировано, что в современном мире права
человека нарушаются, а его достоинство попирается государственной
властью, транснациональными структурами, субъектами экономики.

(Часть V.2.Основ) ": и сегодня мы призваны ревностно - не только
на словах, но и на деле - заботиться о сохранении прав и
достоинства человека. При этом мы сознаем, что в современном мире
права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается не
только государственной властью, но и транснациональными
структурами, субъектами экономики:."

Архиерейский Собор признал правомерной и необходимой
правозащитную деятельность православной общественности и
определил ее главные направления:

"Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить
следующие области:

- отстаивание права людей на свободное исповедание веры, на
совершение молитвы и богослужения, на сохранение духовно-
культурных традиций, на следование религиозным принципам как в
частной жизни, так и в сфере общественного действия;

- охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и
работодателей, а также от насилия и унижения в семье и
коллективе;

- забота об уважении достоинства и прав людей, находящихся в
социальных учреждениях и местах заключения, с сугубым вниманием к
положению инвалидов, сирот, престарелых и других беспомощных
людей;

- забота о справедливом экономическом и социальном устройстве
общества;

- недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над
ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование
современных технологий и политических манипуляций;

- воспитание уважения к законности, распространение
положительного опыта реализации и защиты прав человека;

- экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий
органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства
человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;

- участие в общественном контроле за исполнением
законодательства:

(Часть V.3.Основ) "Правозащитная деятельность чад Русской
Православной Церкви может вестись как на общецерковном уровне, с
благословения Священноначалия, так и на уровне созданных мирянами
общественных объединений, многие из которых уже сейчас успешно
работают в правозащитной сфере.

В своей деятельности, направленной на защиту прав и достоинства
человека, Церковь стремится взаимодействовать с государством и
общественными силами. Выбирая партнеров в обществе, Церковь
памятует слова Христа Спасителя, сказанные Им апостолам: "Кто не
против вас, тот за вас" (Мк. 9, 40)".

(Часть V.4. Основ) "Основываясь на церковном учении о
достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны
осуществлять нравственно ориентированное социальное действие.

Оно может проявляться в самых разных формах - например, в
свидетельстве перед лицом власти, в интеллектуальных разработках,
в проведении кампаний в защиту тех или иных категорий людей и их
прав.

Не стремясь к революционному переустройству мира и признавая
права других общественных групп на участие в общественных
преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора,
православные христиане оставляют и за собой право на участие в
таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило
их вере и нравственным принципам. Эти же принципы Русская
Православная Церковь готова отстаивать в диалоге с мировым
сообществом и в сотрудничестве с верующими других традиционных
конфессий и религий":

Собор считает недопустимым превращение человека в объект
машинного управления

В Разделе "Гражданские и политические права" Основ особое
внимание уделяется острейшей проблеме, волнующей миллионы
православных граждан. Это внедрение новых технологий в жизнь
каждого человека при реализации своих законных прав, создание
безальтернативной автоматизированной системы учета персональных
данных и установление тотального контроля над личностью, включая
духовную жизнь человека:

(Часть IV.7. Основ) ":Частная жизнь, мировоззрение и воля людей
не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны
манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных
структур, политических сил, экономических и информационных элит.
Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о
любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того
требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана
здоровья, прав и законных интересов граждан, а также
предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление
правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его
согласия. Однако и в этих случаях получение и использование
информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с
соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о
людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать
свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений
в объект машинного управления.

Еще более опасным для свободы человека станет внедрение
технических средств, постоянно сопровождающих человека или
неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для
контроля над личностью и управления ею:".

Собор говорит не только о праве и возможностях, но и о духовной
обязанности каждого человека влиять на государственную и
общественную жизнь, непосредственно участвуя в управлении делами
государства:

(Часть IV.7. Основ) ":В Священном Писании верующие наставляются
на исполнение семейных и общественно значимых обязанностей как на
послушание Христу (см. Лк. 3, 10-14; Еф. 5, 23-33; Тит. 3, 1).
Святой апостол Павел не раз пользовался правами римского
гражданина, чтобы беспрепятственно проповедовать Слово Божие.
Гражданские и политические права предоставляют человеку широкие
возможности для деятельного служения ближнему. Используя этот
инструмент, гражданин может оказывать влияние на жизнь социума и
участвовать в управлении делами государства.

От того, как человек распоряжается своим правом избирать и быть
избранным, свободой ассоциаций и союзов, свободой слова и
убеждений, зависит благополучие общества:".

Это положение базируется на положениях статьи 32 Конституции РФ,
закрепляющей право граждан непосредственно участвовать в
управлении делами государства как одно из основополагающих
конституционных прав человека.

Собор призывает к диалогу и сотрудничеству - соработничеству
власти и общества, что может быть обеспечено представительством в
различных уровнях власти и реальным обеспечением возможности
граждан действовать в защиту своих прав:

(Часть IV.7. Основ) ":В истории народов, окормляемых Русской
Православной Церковью, сложилось плодотворное представление о
необходимости соработничества власти и общества. Политические
права могут полноценно служить такому принципу государственно-
общественных отношений. Для этого необходимо реальное
представительство интересов граждан на различных уровнях власти и
обеспечение возможностей для гражданского действия:".

Еще одним документом Собора, определяющим позицию Русской
Православной Церкви в сфере соблюдения конституционных прав
граждан, не приемлющих новые технологии при учете личных данных,
является Определение Освященного Архиерейского Собора Русской
Православной Церкви "О вопросах внутренней жизни и внешней
деятельности Русской Православной Церкви" (далее - Определение,
http://mospat.ru/index.php?page=41632).

Проанализируем некоторые положения Определения.

В Определении указывается на недопустимость тотального контроля
над человеческой личностью и управление ею через средства
электронного учета. Кроме того, Собор считает, что условием
свободы человека является доступность для гражданина информации,
собираемой о нем государством.

П. 54. "Отвечая на обеспокоенность некоторых верующих, Собор
считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать
знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие
данные о нем собираются, хранятся и используются государством.
Недопустимы такие средства и методы электронного учета
перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную
жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и
управление ею".

В Определении подчеркивается важность сотрудничества Церкви с
общественными, научными и культурными организациями для
совместной деятельности, а также необходимость участия
православных граждан и их общественных объединений в управлении
государством. По мнению Собора это является фактором,
положительно влияющим на жизнь общества в целом.

П. 58. "Собор констатирует важность развития взаимоотношений
Церкви с общественными, научными, культурными и иными
объединениями. Целью сотрудничества с ними традиционно является
забота о гражданском мире, о материальном и духовном благе людей,
о сохранении и развитии возможностей для нестесненного
свидетельства Святой Церкви об Истине Христовой словом и делом:
".

П. 59. "Участие православных мирян и созданных ими объединений в
управлении государством, в политической деятельности и иных
сферах жизни народов видится одним из средств положительного
влияния Святого Православия на общественные процессы:.".

Данные положения Определения прямо вытекают из конституционных
гарантий прав граждан, закрепленных в статьях 2, 3, 7, 15, 18,
28, 29, 32 Конституции РФ.

Принципиальная позиция Церкви по вопросу новых технологий
выражена в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II на очередной сессии Парламентской ассамблеи
Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 г. (г. Страсбург):

":Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах
человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам
биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития
технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей.
Человек должен оставаться человеком - не товаром, не
подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для
экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку
и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их
устремлений и их плодов. ::: мы считаем недопустимым изгнание
религии из публичного пространства. Настало время признать, что
религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и
в публичной сфере".

В Определении это выступление Святейшего Патриарха признано
значительным документом, имеющим международное значение:

П.60. "Важным направлением православного свидетельства в
современном мире является диалог Русской Православной Церкви с
межгосударственными организациями. В ходе этого диалога
представители нашей Церкви свидетельствуют о христианских
нравственных ценностях, излагают православный взгляд на
современные общественные процессы, исполняют долг миротворцев,
призывают к созиданию свободного и справедливого уклада
международных отношений, заботятся о сохранении для верующих
людей свободы жить и поступать в соответствии с их убеждениями.
Значительным вкладом в православное свидетельство перед лицом
межгосударственных организаций стало выступление Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сессии
Парламентской ассамблеи Совета Европы 2 октября 2007 года".

Оценивая результаты работы Собора в аспекте соблюдения прав и
свобод человека можно сказать, что Русская Православная Церковь
твердо стоит на позиции защиты своих Чад и ставит вопрос о:

- необходимости обеспечения социально-экономических прав граждан,
которые включают в себя доступ к образованию, медицинской помощи,
заботу о людях, неспособных обеспечить свои материальные
потребности;

- недопустимости средств и методов электронного учета перемещений
и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и
делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление
ею.

Русской Православной Церковью признана необходимость
правозащитной деятельности, выражаемой в конкретных действиях
православной общественности.

Собор призывает продолжить и активизировать диалог РПЦ с
общественными научными и культурными объединениями, а
православных мирян и их объединения активно участвовать в
управлении государством, политической деятельности и иных сферах
жизни.

#########

######

Редакторы 28 выпуска ВЕСТНИКА:

О.А. Яковлева, член Московской областной коллегии адвокатов,
Почетный адвокат России, руководитель Гражданского движения
"Земля России - достояние народа", Председатель Союза
православных юристов

Е.А. Грищенко, член Совета Гражданского движения "Земля России -
достояние народа", член Союза православных юристов

WEB-мастер, поддержка рассылки - Г.В. Урушадзе, участник
Гражданского движения "Земля России - достояние народа"

#########

######

*             Вестники Гражданского движения размещены на сайте
http://russialand.info/publish.shtml

*             Для того чтобы подписаться на Вестник, необходимо
направить заявку по адресу voda8 на yandex.ru

При использовании материалов

ссылка на авторов и на Вестник Гражданского движения

"Земля России - достояние народа" - обязательна

#########

######

Задачей Всероссийского Гражданского движения "Земля России -
достояние народа" является защита правовыми методами
конституционных прав граждан. Одним из основных направлений
работы является защита государственной собственности на жизненно
важные природные ресурсы России - леса, водоемы, недра, - а также
прав граждан России на свободный и бесплатный доступ к лесу и
воде.

Вся деятельность Гражданского движения в Москве и регионах, а
также работа по подготовке и выпуску Вестника осуществляется на
бесплатной основе. Требуется любая поддержка - организационная,
техническая, финансовая, труд добровольцев!

Присоединяйтесь к Гражданскому движению "Земля России - достояние
народа"! Информация о движении - на сайте http://russialand.info

Контактная информация:

тел. +7 (916) 664-24-80

e-mail: voda8 на yandex.ru

http://russialand.info



From: <info на russialand.info>
Sent: Tuesday, November 11, 2008 7:43 PM
Subject: 28 выпуск Вестника Гражданского движения "Земля России -
достояние народа!"





Подробная информация о списке рассылки Enwl-misc